Коммуникация в бизнесе: зачем руководителю быть мастером общения и как развивать это мастерство?
Опубликовано27.05.2010

Коммуникация в бизнесе: зачем руководителю быть мастером общения и как развивать это мастерство? Дискуссионная встреча на эту тему состоялась недавно в Киеве по инициативе информационного портала для развития бизнеса «Власна справа» и Ларисы Хоманс, тренера и коуча эффективных коммуникаций и партнерского взаимодействия, руководителя инновационного проекта «Академия партнерства».

В этой встрече приняли участие 13 менеджеров из разных кампаний, работающих в разных сферах – в банковском секторе и агропроизводстве, PR и маркетинге, в сфере развития персонала и обучения, консалтинга, а также в сфере информационных технологий и веб-индустрии.

Эта дискуссия, организованная при партнерской поддержке образовательного Центра Бейкер Тилли Украина, открыла цикл клубных встреч руководителей из разных сфер бизнеса, на которых будут обсуждаться важные вопросы, связанные с ключевыми компетенциями и умениями современных руководителей, управленцев высшего и среднего звена.

На что владельцы бизнеса, руководители компаний и управленцы тратят больше всего времени? На общение! На общение с инвесторами и партнерами, с чиновниками и журналистами, с коллегами и сотрудниками, клиентами и поставщиками...

Какие знания, умения и навыки нужны современным лидерам бизнеса и управленцам, чтобы достигать успехов в своем деле? Зачем руководителям быть мастерами в общении и как развивать это мастерство? Эти и другие вопросы были в центре внимания участников недавней встречи.

«Вполне закономерно, что первая дискуссия была посвящена одной из самых важных компетенций руководителей и управленцев – умению выстраивать эффективное общение в различных деловых ситуациях для достижения ожидаемых бизнес результатов. Ведь обмен информацией «встроен» во все основные виды управленческой деятельности, и именно коммуникация является основным элементом и связующим звеном в любой деятельности, любом бизнесе», - рассказывает Лариса Хоманс.

Об этом говорят и данные многих исследований – руководитель от 50 до 90 процентов своего рабочего времени тратит на коммуникации. Хоть это кажется невероятным, но становится понятным, если учесть, что руководитель практически постоянно находится в «поле общения», чтобы реализовать свои роли в межличностных отношениях, информационном обмене и процессах принятия решений, не говоря об управленческих функциях планирования, организации, мотивации и контроля.

Хотя общепризнанно, что коммуникации имеют огромное значение для успеха любой организации, любого бизнеса, опросы показали, что 73% американских, 63% английских и 85% японских руководителей считают коммуникации главным препятствием для их компаний на пути достижения эффективности.

Согласно еще одному опросу, примерно 250 тысяч работников 2000 самых разных компаний, обмен информацией представляет одну из самых сложных проблем в организациях.

Ключевой вывод, который можно сделать, исходя из этих исследований, а также из активного обсуждения во время дискуссионной встречи, неэффективные коммуникации — одна из главных причин возникновения сложных ситуаций и проблем в организациях и компаниях. Глубоко осмысливая коммуникации на уровне личности и организации, руководители должны учиться снижать частоту случаев неэффективных коммуникаций и становиться более эффективными менеджерами, которые достигают ожидаемых бизнес результатов.

Эффективно работающие руководители — это те, кто умело и последовательно налаживают и выстраивают коммуникации. Они хорошо понимают, какую «ценность» представляет собой умение результативно взаимодействовать с другими людьми, знают суть и основные составляющие процесса коммуникации, обладают хорошо развитыми навыками общения и понимают, какие факторы влияют на получение и передачу, восприятие и обработку информации в разных бизнес контекстах.

Вот какими мнениями, в частности, поделились участники дискуссионной встречи.


Юлий Щукин
, директор по риск-контролю, Сведбанк:

«"Цена" коммуникации для меня определяется самопожертвованием, то есть, тем, что мне приходится выходить из круга комфортности. Привычнее, сидя в кабинете, поднять трубку телефона и поговорить или написать e-mail. А на самом деле, это не всегда правильно. Более правильно – встать, подойти к подчиненному, коллеге, пригласить на встречу, посмотреть друг другу в глаза, пообщаться. И многие вопросы, которые, кажется, были достаточно сложными и непростыми, гораздо проще решаются, когда ты сидишь рядом с человеком и общаешься.

"Ценность" коммуникации для меня в том, что люди начинают совсем по-другому относиться к тебе и реагировать. Они гораздо лучше воспринимают твою инициативу, сами гораздо легче идут на контакт, когда видят, что ты более открыт и контактен. И это мне помогает чувствовать определенную легкость в общении.

...К сожалению, есть еще очень много руководителей, топ-менеджеров, думающих, что коммуникации – это не очень важно, это - не главное. И заняв какую-то позицию, считают, что этого достаточно, неважно, могут они прокоммуницировать свою позицию, свое мнение, свое решение или нет. Многие люди вообще не задумываются, насколько это ценное и важное умение. Привычнее думать, что это легко, но когда начинаешь углубляться и анализировать, что ты готов отдать в процессе коммуникации и что ты получишь, тогда возникают сложности, над которыми нужно работать».

... Я бы не стал называть коммуникацию чисто управленческой функцией, потому что уметь хорошо коммуницировать на работе и не уметь так же хорошо общаться с детьми, с женой, с друзьями невозможно. То есть, или ты хорош в коммуникациях или нет, и тогда тебе нужно этому учится».

 

Оксана Монастирська, заступник директора компанії PBN-Ukraine:

"Я би хотіла навести декілька цифр щодо "ціни" і "цінності" комунікацій, і це стосується, перш за все, керівника компанії. Ось "ціна" комунікації: 70 відсотків ринкової капіталізації компанії залежить від репутації першої особи. Одне з останніх досліджень показало, що якість менеджменту і комунікацій стоять на першому місці, тоді як якість продуктів і послуг – на другому. Ось фактично якою є "ціна" комунікацій.

"Цінність" комунікації, як на мене, - це комунікативна компетентність, вміння людини донести інформацію. Неважливо, що ви скажете, важливо, як вас зрозуміють. І об'єм інформації при цьому на одиницю слова має бути максимальним. Ми знаємо випадки, коли президенти країн страждали від того, що вони говорили одну фразу, яка "відкидала" репутацію держави в усіх рейтингах донизу. Є досвід компаній, керівники яких говорили неправду або недоговорювали правду, і втрачали мільйони на фондових біржах. Тому для мене цінність комунікації, – це відкритість і готовність комунікувати".

 

Олександр Гросу, заступник голови правління АТ "Бізнес Стандарт" :

«Ким ми сьогодні є і чим сьогодні володіємо, як в духовному так і в матеріальному плані, є результатом якості нашої комунікації. "Ціна" комунікації визначається надзвичайно чітко: це є наш час, наші зусилля, комфорт. Про "цінність" комунікацій говорити неможливо, тому що вони безцінні. Результатом комунікації є наша внутрішня гармонія і наші матеріальні блага. І зрозуміло, що наші комунікації мають бути і етичні, і екологічні. Якщо вони будуть такими, ми однозначно будемо здоровими».

 

Ирина Зинченко, директор по маркетингу компании "Бейкер Тилли Украина":

"Искренность и естественность – два разных, но очень важных фактора в общении. Не всегда искренний человек естественен, потому что им управляют эмоции. К естественному человеку ты всегда тянешься, и тебе легко с ним коммуницировать. На то, как мы общаемся, влияют не столько наши должность и обязанности, роль и место в системе управления, сколько то, каким человеком есть каждый из нас".

 

Діна Чайковська, НR менеджер, представництво IFC в Україні:

"Якщо ми щось пропустили або не зробили певний крок у взаємодії з іншою людиною, іншими людьми, ми можемо згодом потрапити у ситуацію конфлікту. І тоді "ціна" комунікації буде дуже високою тому, що вирішити цей конфлікт буде коштувати в десятки разів більше зусиль, ніж можна було витратити на початку.

Щодо "цінності" комунікації, то, мабуть, ми часто у своєму житті – і професійному, і особистому – бачили такі приклади, коли людина йде з життя, і ми починаємо жалкувати, чому щось сказали або, навпаки, щось не сказали. Тому кожне спілкування, кожен момент комунікації – цінний і ціннісний, і про це треба пам'ятати".

 

Валентина Легкая, исполнительный директор Украинской ассоциации профессиональных бухгалтеров и аудиторов:

"Успех в коммуникации напрямую зависит от того, как вы настроены в первую минуту общения. Даже если приходится встречаться с конкурентом или человеком, который не очень приятен, нужно настроить себя на позитив, на то, что это самый замечательный человек, и он очень необходим вам сейчас, и тогда общение будет успешным. Всё зависит от того, как человек внутренне понимает важность этого вопроса".

Более детальная информация о дискуссионной встрече руководителей, а также больше интересной и полезной информации о коммуникационных компетенциях менеджеров и управленцев – в последующих публикациях на страницах VlasnaSprava.info и LARAHOMANS. com

Организаторы встречи выражают особую благодарность Образовательному центру Бейкер Тилли Украина за партнерскую поддержку этого проекта.

Авторы фотографий с дискуссионной встречи – Юрий Бородин и Игорь Талапиндов.